06 ноября 2013 мистика 4 3211


Рассказ о «замке барона фон Штейнгель» хотелось бы закончить рассмотрением претендентов на звание первовладельца этого легендарного здания и выяснить — кто же реально таковым был.1.Личность первая (мифическая, или если хотите – легендарная, или загадочная, покрытая тайной). Одна из легенд приписывает этот дом таинственному графу Сальве. Граф, некий "сигарный король", который построил этот сказочный замок для своей любовницы и наведывался сюда инкогнито во время кратковременных визитов в Киев. В знак доказательства сторонники этой легенды отсылают нас в полутемное парадное, на пороге которого есть реально существующая надпись "Salve". Напомню — по латыни это означает "здравствуй". Небольшое отступление от темы рассказа: В Киеве действительно продавались табачные изделия (папиросы с фильтром) с торговой маркой – брендом "Salve", родиной которых была Одесса. Папиросы производились на одесской фабрике, принадлежавшей семейству Поповых и обоснованно считались одними из лучших в Российской империи. Легендарные папиросы в то время упаковывались в элегантную зеленоватую коробочку с синими "обшлагами". На лицевой стороне — надпись: "SALVE, мундштук с фильтрующим патроном, привилегия 1910 г. № 17295, наследники А.М. Попова" — и рисунок папиросы в разрезе. На изнанке коробки: "САЛЬВЕ. 10 штук — 6 копеек. № 80. На основании статьи 940 Устава об акционерном обществе эти изделия запрещается продавать дороже выставленной на помещении цены. Табачная фабрика наследников А.М. Попова в Одессе. Вес табаку в 1000 штуках 1 фунт 36 золотников". В Киеве уже в советское время продавались папиросы «Сальве», которые упаковывались в коробки желтого цвета (курил лично). -В Киеве примерно в те же года жил табачный магнат и одновременно глава городской караимской общины Соломон Коген, по инициативе и за деньги которого по соседству с замком (ул. Ярославов вал, 7) был выстроен архитектурный шедевр — Караимская Кенаса, но к замку Соломон Коген, как табачный «король», не имел никакого отношения. -Попытки найти хоть какие-то исторические и архивные сведения о графе Сальве закончились ничем. Надо думать, что такая личность реально не существовала. Основой легенды о замке графа Сальве (на ул. Ярославов вал,1) послужила надпись на полу при входе через парадную дверь или предположение (слух) что кто-то из мужчин семейства одесских табачных «королей» Поповых (которые, кстати, не имели графского титула) быть может наезжал в замок (дом одно время был доходным и можно было арендовать шикарные апартаменты на 10-15 комнат) для встреч инкогнито с возлюбленной. В этом случае владельцем усадьбы был все равно кто-то другой, но не один из Поповых. Как видим личность «графа Сальве» в качестве претендента на владение замком по изложенным причинам отпадает. 2.Личность вторая – барон фон Штейнгель, фамилия которого собственно намертво закрепилась в качестве названия за домом – замком и стала нарицательной. Предки барона фон Штейнгель получили свой титул в державе Габсбургов — Священной Римской империи. По некоторым источникам еще в 1720-е гг., при Екатерине I, один из баронов этого Рода поступил на российскую службу. Время спустя его потомки — братья Максим и Рудольф Васильевичи Штейнгели — обосновались в Киеве. К слову сказать, в роду фон Штейнгель было немало известных личностей: генерал-губернатор Финляндии, российский посланник при германском императоре, декабрист и т.д. Оказывается в Киеве проживало два барона фон Штейнгель. Уже интересно! В таком случае вопрос – кто же из них имеет отношение к замку на Ярославовом валу? Обыватели тех времен высказывали разные версии. По одной – это был Рудольф, по другой -Максим. Начнем выяснять вопрос с брата Рудольфа – статского советника, который работал высокопоставленным инженером путей сообщения, обладал приличным состоянием и считался "железнодорожным королем». Он принимал участие в строительстве Московско-Курской и Балтийской железных дорог, непосредственно через акционерное общество, им организованное, построил на правах концессии Ростово – Владикавказскую ж.д. с ж.д.веткой до морского порта в Новороссийске. Не забыл провести её рядом со своим кубанским имением "Хуторок", высокоразвитого аграрного предприятия. Оказывается жил Рудольф в усадьбе не на Яраславовом валу, а на ул. Бульварно-Кудрявской (ныне – Воровского), которая была куплена в 1877 году, т.е. задолго до строительства замка на Ярославовом валу. После покупки усадьбы Рудольф с помощью брата Максима и академика архитектуры В. Сычугова провел за два года некоторую ее реконструкцию с достройкой. В основу был положен проект архитектора В. Николаева с доработками и изменениями академика В.Сычугова. Реконструированная усадьба получилась шикарной и, главное, стилизованной под средневековый замок. Усадьбу украшал английский ландшафтный парк, с гротами, мостами и прудом. Он сохранился только на фото 1890-х гг., сейчас от тех красот ничего не осталось. О такой усадьбе лично я ни разу не слышал и своими глазами ее не видела. Лобовая фасадная часть здания со стороны ул. Воровского выглядит сейчас более чем скромно. Вид здания «оставшегося в живых» с юго-запада, со стороны бывшего ландшафтного парка – вообще потерян, какой-то уродец. Здание в 70-е годы ХХ века в буквальном смысле было «разрезано» — большая часть разрушена, а посредине выстроен «скучный» корпус института травматологии и ортопедии. Вернемся к барону Рудольфу. В 1892 году барон умер. Значит, он никак не мог быть владельцем замка на Ярославовом валу, построенного, напомню, в 1898 году. Оказывается, не за долго до своей смерти барон начал строить во Владикавказе еще один особняк-замок ( на счет даты — это мое допущение, так как четко начало и окончание строительства нигде не зафиксировано). Следовательно, предполагаемым владельцем Дома со шпилем мог быть старший брат, Максим — полное имя Магнус-Карл-Александр Вильгельмович Штейнгель (предприниматель и винодел). Перебрав в голове оставшуюся информацию о киевском "замке барона фон Штейнгель"наконец-то подойдем к некоему господину Подгорскому, который также числится в списке претендентов. Не он ли построил дом – замок? Если он, то почему миниатюрный готический замок? Сам- то он был по происхождению польским шляхтичем и помещиком, имевшим обширные владения на Киевщине и на Волыни, занимался лесоводством и рыбоводством. Вот история того как все происходило. До первой половины XIX века нынешняя улица Ярославов Вал действительно была Ярославовым валом – т.е. частью древнерусских земляных укреплений. Только в 1830-е годы валы Старого Киева начали срывать, а на освободившемся месте прокладывали новые улицы и создавали участки под застройку. По информации Михаила Кальницкого остатки Золотых ворот оказались посреди обширного свободного пространства. Решение о характере застройки угла новых улиц, называющихся ныне Н. Лысенко и Ярославов Вал, тогдашние власти выработали не сразу. Так, в 1852 году это место было предназначено... под Владимирский собор!!! Представляете, именно «место при Златых Вратах» митрополит Филарет (Амфитеатров) первоначально рекомендовал генерал-губернатору Дмитрию Бибикову для возведения нового кафедрального собора в честь Святого Владимира. Этот выбор утвердил и царь Николай I. Если бы средства на постройку собора удалось собрать сразу, быть может, здесь бы с того времени и до сих пор стоял 13-главый храм, каким его в первом проектном варианте изобразил архитектор Иван Штром. Собор все таки выстроили, но в другое время, в другом месте и в другом виде. А площадку, предназначенную было для него, передали в частные руки. Угловая усадьба к концу 1850-х годов досталась генерал-лейтенанту Тарасу Калите, командовавшему артиллерией в Киевском военном округе, и его жене Анне Калите. Для новых хозяев здесь был выстроен весьма приличный по тем временам двухэтажный каменный дом в позднеклассическом стиле, который сохранился до нашего времени, скорее всего, с незначительными изменениями. После смерти генерала Калиты в 1861 году его усадьба осталась в собственности генеральши. Анна Калита прожила еще без малого три десятилетия; ее наследниками в 1890 году стали два сына и дочь. А в конце 1892-го этот участок на углу Театральной (ныне Н. Лысенко), 2 и Ярославова Вала, 1 приобрел у них богатый шляхтич Михаил Подгорский. Вот и закончилась история о легендах и загадках «замка барона фон Штейнгель»! Длинная, но, надеюсь, интересная для вас. Осталось понять, почему М. Подгорский заказал строительство здания стилизованного под средневековый замок. Сам-то он хоть и был польским дворянином, но баронского и другого высокого достоинства не имел. Что послужило толчком к созданию "замка", какими мыслями навеяна сама его идея, и по сей день остается загадкой. Могу после долгих раздумий предположить несколько версий. 1.Помещик Подгорский решил удивить город чем-то экзотическим, как говорится не «ударить лицом в грязь». Смотрите, мы тоже «могём или могем»! Это было то время, когда «вызревали» в проектах и Замок Ричарда, и Дом с химерами и другие архитектурные «изюминки» столицы. Жажда славы мучила помещика. Проект заказал у молодого, но довольно опытного инженера Николая Добачевского, который, несмотря на свою молодость, успел объездить полмира и даже участвовал в строительстве Панамского канала. 2. Михаил Подгорский, начиная проектирование и строительство здания, наверняка знал, что рядом, по соседству с ним живет барон Максим Штейнгель, знал и то, что его младший брат, Рудольф, владеет усадьбой — замком совсем не подалеку, на на ул. Бульварно-Кудрявской (Воровского). Возможно шляхтич был человеком очень амбициозным и, построив тоже замок, хотел таким образом, «переплюнуть» баронов? 3.Наконец, возможной причиной строительства замка были далеко идущие замыслы, связанные с перестройкой в будущем здания на Лысенко и созданием единого комплекса в готико- романтическом стиле, например аналогичного одному из знаменитых замков Луары (Франция). Согласитесь, Очень подходит и может служить основой для проектирования полномасштабного замка на земельном участке, купленном Подгорским. О том, что такие замыслы скорее всего существовали говорит такая деталь. Существующий замок по Ярославову валу,1 имеет глухую торцовую стену, примыкающую к старому дому на углу Лысенко. Михаил Кальницкий подметил: « если на других фасадах, обращенных во двор, довольно много оконных проемов, то здесь их почему-то не предусмотрели. (На одной из фоток это очень хорошо видно.) Напрашивается предположение, что Подгорский собирался продолжить строительство своего «замка» после разборки старого углового дома». По всей вероятности, талантливый зодчий Николай Добачевский предложил эскиз, который был не хуже блистательных иллюстраций к сказкам Шарля Перро или к романам о странствующих рыцарях. Заказчик был доволен и поэтому дал «добро» на начало строительства! Судьба архитектора после возведения сложилась трагично. В городе не всем нравились лирические новации мастера (зависть, конкуренция и др.). У Добачевского появились недоброжелатели, начались интриги, в результате чего он был вынужден покинуть город. Фамилия Добачевского не вошла в историю Киева, как, например, Городецкого, Николаева, Шимана, Шилле, Шлейфера и других прославленных зодчих. Но дивный «рыцарский замок» у Золотых ворот до сих пор продолжает дышать ветрами дальних странствий и манить нас в волшебную сказку! Вот такие возможные версии мы с вами рассмотрели.. Возможно, вы предложите свои?..)

Комментарии

07 ноября 2013 Ссылка Малина
Прям целое расследование..круто
06 ноября 2013 Ссылка Алина Мягкова
прикольная инфа)
06 ноября 2013 Ссылка Slava
Мне кажется ,истинной тайны не узнать..но написанное очень впечатляет..респект!
06 ноября 2013 Ссылка Дарина
Ого..сколько версий и доводов..подумать только