Роль магии у древних славян. Распределение ролей.
15 октября 2013 прочее о магии 12 2857
Этими словами я закончил предыдущую статью, ими же и начинаю следующую:"Важнейшее социальное значение в обществе играли волхвы или маги. К ним приходили советоваться, через них осуществляли связь с Богами, их наставлениям руководствовались во всех сферах жизни, будь то война, посев или женитьба."У волхвов было строгое разделение по области деятельности, или просто – специализация. Одни занимались знахарством: лечили людей, заговаривали болезни, делали амулеты на здоровье. Другие специализировались на травничестве, приготавливали различные завары, зелья, готовили и собирали растения. Такие маги знали, как и в какое время можно собирать растения, готовить отвары.Отдельной кастой были колдуны, они занимались преимущественно темными делами, насылали на человека неудачу, портили здоровье. Порча - магическое причинение вреда людям или домашним животным (а болезнь коровы для крестьянской семьи могла стать настоящей трагедией) также была их "специализацией". Люди еще издревле всегда старались держаться от них подальше. Мертвых или живых колдунов еще называли упырями. Что интересно, больше всего сведений о магии древних к нам дошло как раз благодаря черным колдунам того периода. Они трепетно передавали свои знания и навыки последующим поколениям. Еще одним направлением было управлением погодными стихиями. Это также особая каста жрецов, которая занималась исключительно тем, что ублажала Богов, вымаливая у них благоприятные погодные условия для земледелия. Маги этого направления занимались всем тем, что было связано с погодой. Были также отдельные специалисты по снам, изготовлению амулетов, талисманов, заговору предметов. К их ведению относилось и такое, существовавшее во всех культурах явление, как любовный приворот. Особое внимание во все времена, конечно же, уделялось проведению праздников, защите своей семьи и своего жилища от врагов и темных сил.Также на Руси были весьма распространены групповые магические действа, упоминания о которых дошли до нас в виде описаний языческих празднеств. Вообще славянская магия сильно связана с календарными обрядами, посвященными духам или божествам. Причем, если до принятия христианства, подобные общие ритуалы проводились в честь Мокоши, Купала, Перуна, Велеса, Чернобога и других языческих божеств, то после крещения Руси они вовсе не пропали, а лишь немного сменили направленность. Обрядов таких было великое множество, они делились по группам и связаны были с циклом умирания и обновления природы. Это и весенние обряды, и купальские, и русальные празднества, и ритуалы сбора урожая, и многие другие. В них принимали участие практически все, не только маги. Именно общая энергетика должна была создать силовой щит от несчастий и бед или призвать удачу в селение.Важными элементами подобной практики были ритуальные танцы, чаще всего — хороводы. Хоровод вообще представляет собой очень интересный, чисто славянский метод направления магической энергии, так как, с одной стороны, замкнутый круг людей, держащихся за руки, создает своего рода силовую цепь, с другой, мерное, плавное движение позволяет нужным образом направить те силы, которые оказываются заключены в хоровод. Также, как правило, календарный обряд был подкреплен и общей песней-заговором. Кстати, пропевание заклинаний — достаточно характерный для Руси прием. В этом случае, словесная сила заговора поддерживается ритуальной попевкой, магией, заключенной в музыке, звуке.Что касается любовной магии:влюбовной магии ворожеи обычно делали наговоры на воду, которую потом следовало поднести предмету страсти, либо подмешать ее в еду, питье. Иногда в этой воде следовало предварительно искупаться женщине, страдающей от неразделенной любви (к колдуньям по столь деликатному вопросу раньше, как и теперь, чаще обращались представительницы слабого пола). Порой, воду можно было заменить другой жидкостью. Так, использовали молоко, мед. Для очень серьезного и опасного приворотного чародейства, могла использоваться кровь человека, алчущего любви. В искусстве создания любовных зелий славянская традиция превосходит множество других. Черная магияРазнообразие видов подобного колдовства на Руси поражает воображение. Что интересно, порчу навести — «поделать» — можно намеренно, но есть и ненарочные виды причинения вреда. В отличие от представителей большинства других магических культур, славяне верили, что колдуну или ведьме не нужно проводить никаких специальных ритуалов, читать заговоры, варить зелья… Достаточно глянуть. Порчу, наведенную при помощи «дурного глаза» называют «сглазом» и боятся этого вида чародейства как огня. По этой причине особенно уязвимых к магии людей — рожениц, маленьких детей, больных — стараются держать от чужих глаз подальше, на всякий случай.Другой вид порчи — заговоры — уже содержит ритуальную составляющую. У славянских магов не принято прибегать к изготовлению изображений человека, на которого нужно «поделать», достаточно какого-либо предмета пищи (кстати, еще одна характерная черта: легче всего колдовать на человека через употребляемую им пищу), либо заговоренного порошка, праха. Сильным считается колдовство, связанное с местом сна, так как спящий человек очень подвержен влиянию тонких энергий. На Руси издавна «урочили», зашивая в подушку жертве какие-либо ритуальные предметы, часто — спутанные женские волосы. Отдельная форма порчи — оговор. Слово, сказанное не ко времени и не к месту. Сегодня в народе оговор принято также именовать сглазом. Наше заветное «тьфу-тьфу, чтобы не сглазить», является, на самом деле, защитой от оговора.Для славянского человека практически всегда весь окружающий мир был наполнен духами. До принятия христианства это были лешие, водяные, русалки, домовые. После — к ним добавились ангелы и черти, по существу, мало чем отличающиеся в сознании большинства людей от тех же леших и домовых.Злых духов, на круг, получалось больше, чем добрых. Поэтому необходимость в создании сильной защитной магии существовала всегда. Требовалась защита не только от враждебных сущностей, но и от своего ближнего, совсем не всегда — доброго соседушки.Та функция, которую в европейской и многих «первобытных» культурах выполняли амулеты, в славянской практике, как правило, передавалась растениям. Чтобы сохранить дом от злых духов, часто за порог или над дверью вкладывают веточку какого-либо растения-оберега. Эти же растения зашивают в мешочки и носят на теле, чтобы уберечься от нечистой силы. Другой вид защитной магии, очень распространенный на Руси — заговор. Защитные заговоры, как правило, по звучанию распевны и неторопливы, в отличие от проклятий и вредоносных заклинаний, отличающихся скороговоркой и «ломаным» ритмом.Сейчас многие антропологи и ученые, занимающиеся вопросами славянских традиций, по крупицам пытаются восстановить образ жизни и быт древних славян. Постоянно публикуются результаты новых исследований в области ритуалистки, ну а в целом ясно одно – нам только лишь слегка приоткрылась дверь в мир великих открытий могучего древнего народа с колоссальной историей.
Комментарии