15 января 2014 мистика 4 15265


Тема невероятного, загадочного, мистического ярко, на основе гротеска, показана в повести «Нос» (1835года, опубликована в 1836году)

Сюжет этого произведения подчеркнуто-невероятен: как и положено в гротеске, Гоголь заранее устранил возможность рационального объяснения приключений, выпавших на долю его героя. Казалось бы, нос майора Ковалева вполне мог срезать цирюльник Иван Яковлевич, который и находит этот нос запеченным в хлебе. Тем более, что Иван Яковлевич – пьяница. Но в том-то и дело, что он бреет майора по воскресениям и средам, а дело происходит в пятницу, и весь четверг нос восседал на лице Ковалева! Почему через две недели нос «пожелает вдруг вернуться на прежнее место», тоже неизвестно. И эта абсурдность ситуации резко оттеняет социальный смысл сюжетной коллизии.

Образ носа – художественный эквивалент жизненно необходимого человеку качества. Почему именно носа лишил автор своего героя, а не таких, например, качеств, как разум, сердце, честь? Не потому ли, что терять можно только то, что имеешь? Ведь именно нос крайне необходим майору Ковалеву, человеческий вид, наружность для которого не только условие, но и смысл существования. И нетрудно представить его состояние, когда проснувшись поутру, он увидел в зеркале вместо носа «совершенно гладкое место».

Тема этой повести – потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы». Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева – не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о нем постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет даже в финале. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Неожиданным предстает и финал повести: «Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Но узкосоциальный смысл повести разомкнут в необъятный религиозно-общечеловеческий контекст. В этом произведении «мелочи» играют решающую роль. Какого числа Ковалев обнаруживает пропажу носа? 25 марта. А ведь в этот день Благовещение, один из главных праздников Православия. Где живет цирюльник Иван Яковлевич? На Вознесенском проспекте. На каком месте встречает майор Ковалев торговку апельсинами? На Воскресенском. Между тем на Воскресении (пасха) и Вознесение это также «двунадесятые» праздники. Но собственно религиозный смысл этих праздников в мире, изображенных Гоголем, как бы утрачен, названия городских объектов расстались со своими значениями, как разлучилась с этими «значениями» сама окружающая жизнь. Несмотря на Благовещение, в одном из главных соборов столицы, куда майор Ковалев следует за носом, малолюдно; церковь тоже стала одной из бюрократических фикций, «присутственным» (или скорее «отсутственным») местом. Лишь исчезновение носа способно сокрушить сердце формального христианина, каким, подобно большинству, изображен майор Ковалев. И тогда, в минуту отчаяния, он невольно произносит крестные слова своего (по существу забытого) Бога: «Боже мой! Боже мой! За что это такое несчастие?». Так майор Ковалев встраивается в целую галерею гоголевских персонажей, вместе с собственным лицом утративших Бога и не заметивших этой утраты.

Многие критики отмечали, что повесть «Нос» - ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы.

Есть мнение, очень распространенное, что «Нос» - шутка, своеобразная игра авторской фантазии и авторского остроумия. Оно неверно, потому что в рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.

Комментарии

17 января 2014 Ссылка Mystik_ket
С преогромнейшим удовольствием)
17 января 2014 Ссылка Бонни
классно, надеюсь напишите что-то еще о творчестве и жизни Гоголя
15 января 2014 Ссылка Нати
интересно написано..не оторваться прям
15 января 2014 Ссылка Lesly
меня поражает креатив этой повести