Эти люди в своих литературных произведениях когда-то предсказали удивительные вещи. Однако многое из созданного воображением писателей-фантастов сегодня – объективная реальность, существование которой не подвергается сомнению.
«Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии… Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею человеком», – так М. Спасовский в своих «Литературных заметках» писал об одной из самых загадочных фигур среди писателей-фантастов, предсказавших черты грядущего, медиуме-спиритуалисте Вере Крыжановской-Рочестер.
С начала 80-х годов позапрошлого века Вера Ивановна медитировала на спиритических сеансах и писала исторические романы. Уже первые книги Крыжановской наполнены оккультным и фантастическим, содержанием. Писательница-медиум увлеклась теософией Е.П. Блаватской, которая стала ее кумиром. Идея Елены Петровны «погрузиться в мир прошлого, чтобы постичь будущее» лежит в основе историко-оккультных романов Крыжановской «Фараон Мернефта», «Царица Хатасу», «Сим победиши», «Месть еврея».
Другая серия книг Крыжановской вошла в «оккультно-космологический цикл». Все свои произведения она писала на французском языке, утверждая, что ее пером водит дух графа Рочестера – английского поэта Джона Уилмота (1647- 1680 годы).
Основная тема пророчеств Крыжановской – вселенская борьба темных и светлых сил, «космизм» человека, тайны времени и материи. Описывая грядущее, она часто использовала реинкарнацию сознания героев.
Особенно интересна пенталогия «Маги», рассказывающая о бессмертной касте сверхсуществ, свободно странствующих во времени и пространстве. Тут можно встретить и телепортацию материальных тел, и прогресс отсталых цивилизаций. В итоге магическая раса покидает гибнущую Землю и на космических кораблях отправляется к новой планете. Там человечество прозябает в первобытном состоянии, и земляне под руководством магов создают новую цивилизацию.
Конечно, многое в романах Крыжановской выглядит наивным, но ее утопии и антиутопии дают повод о многом задуматься. Е.И. Рерих отмечала: «Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия “Маги” несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы».
За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных произведений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В ином мире». Здесь мы видим странное будущее кастовых государств, очень напоминающее современные «космические оперы».
Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».В апреле 1863 года издатель Пьер – Жюль Этцель нанес чувствительную душевную травму начинающему писателю Жюлю Верну, дебютировавшему своим первым романом «путешествий и приключений» «Пять недель на воздушном шаре».- Это совершенно несуразные прогнозы на волнах крайнего пессимизма, – возмущался маститый редактор романом «Париж в XX веке». – Я ожидал от вас гораздо большего…
Связанный кабальным контрактом Верн лихорадочно окунулся в работу, не вспоминая о неудачном опыте футуристических прогнозов. После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений затерялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук великого писателя случайно натолкнулся на неизвестную рукопись с инициалами JV – Жюль Верн.
«Ни одна великая истина никогда не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда»
Комментарии