Загадочный "Замок барона фон Штейнгель". Часть 1.
Киевляне мастера придумывать загадки, творить тайны и поэтому в области фантастических преданий и легенд Киеву нет равных.
В этом можно убедиться, изучая Киев сначала «ногами и глазами», потом осмысливая услышанное и увиденное, и, наконец, переваривая выданное «на гора» интернетом.
Об одной из очередных легенд я и хочу поведать вам сейчас. Речь пойдет о так называемом "Замке барона фон Штейнгель", одном из популярнейших и красивейших киевских строений. Этот замок славится наверное наиболее большим количеством легенд. Сегодня оно оказалось в центре внимания по неприятному поводу. Как утверждают в сети, над ним нависла угроза сноса.Одних только имен у этого здания, с которыми он бродит на просторах инета, не меньше семи:
— замок барона Штейнгеля;— дом рыцаря;— дом привидений;
— дом одинокого рыцаря;
— убежище рыцаря;
— дом со шпилем;
— дом Подгорского.
В Киеве много исторических зданий, которым горожане придумали нарицательные имена. Например, «Плачущая вдова», или «Дом семи повешенных», или «Кошкин дом», или «Дом покойников», или «Дом с химерами» и т.д. Но дом с таким количеством имен и легенд встречаю впервые.
Здание расположено в историческом центре Киева, в 50 метрах от Золотых ворот, адрес: Ярославов вал, 1Вы спросите – а в чем же тайна или хотя бы загадка?
Конечно же, не в именах легендарного дома. Имена его – лишь отголоски (носители) тех легенд и тайн, которые его окутывают, а если быть точнее – которые окутывают его владельцев и создателей. К тому же налет таинственности придают зданию и отдельные элементы его экстерьера. По одной из версий , этот дом упоминается в книге одной из киевских ведьм как дом, где собирались ведьмы. Якобы принимая их, дом давал "знак" : проявлялись какие-то надписи на двери, а с балкона башни они улетали на шабаш. А у порога, на мраморной плите надпись "Salve"- "привет" (латынь).
Прежде чем перейти к личностям, сотворившим легенды и тайны рыцарского замка, я предлагаю в качестве пролога сначала осмотреть здание и попробовать пройтись с экскурсией по внутренним помещениям.«Рыцарский замок» у Золотых ворот был построен в 1896 — 1898 годах и уже более сотни лет путешествует по великой реке Времени.
В целом архитектурный стиль дома представляет собой смесь псевдоготики и неоготики.
Вообще, по замыслу строителей один этаж должна была занимать одна квартира из десяти-пятнадцати комнат. А вот на первом этаже комнаты, наоборот, маленькие, проходы узкие, так как эти комнаты предназначались для прислуги.
На некоторых сайтах пишется, что в мансарде в более поздние времена была мастерская одного киевского художника, а на лестничной клетке – туалет с окошком для обозрения Золотоворотского сквера. Не знаю — насколько это правда или досужий вымысел обывателей той эпохи…
Теперь несколько слов о «жизни» замка.
Сразу же после постройки здания в нем открылось популярное кафе-кондитерская, которое так и называлось – «У Золотых ворот».
С 1912 года на первом этаже располагался синематограф с симпатичным наименованием «Уникатъ», что подтверждается данными из плаката 1914 года «Перечень киевских кинотеатров».
Содержателем кинотеатра «Уникат» был чех – Йозеф Петраш. Может быть поэтому, и в силу того, что в Киеве издавна существовала крупная община чехов и словаков в замке с 1915 года действовали разные комиссии чехов и словаков, в частности, по делам военнопленных. Более чем вероятно, что здесь побывал и военнопленный Ярослав Гашек – так считают некоторые Киевоведы.
Этот дом является историческим памятником Чехословацкого национально — освободительного движения и становления чехословацкой государственности, а с середины 1917 здесь находился Филиал Чехословацкого национального совета в России, которым руководил профессор Т.Г. Масарик.
Роспись арендаторов дома на 1918 год включает таких занятных нанимателей, как первое еврейское потребительское общество (державшее в подвале пекарню) или редакция газеты «Наша думка».
С 1919 года вся коммерческая недвижимость в Киеве была национализирована. Не составил исключения и дом на Ярославовом Валу.В двадцатые годы ХХ века он перешел в распоряжение пресловутых «жилтоварищей» – новое население коммунальных квартир дома образовало жилищный кооператив. Под их «надзором» дом-замок выглядел облезлым и заплатанным, но все же исправным ( а в наше время, пожалуй, еще хуже).
В историческом апокалипсисе прошлого века дому-замку посчастливилось уцелеть.
Он остался невредим и в ходе радикальной реконструкции Киева 1930-х годов.
Как справедливо заметил Михаил Кальницкий, автор прекрасной статьи « Из истории «замка» на Ярославовом Валу»: «Будь этот замысел реализован в полном объеме – новостройка зрительно задавила бы и сам «замок». Но вышло так, что дом путейцев не довели до конца. Его левое крыло построили, а правое – оборвали на середине. Как раз так, чтобы оставалось целым старинное угловое здание».
Думаю, если бы события стали развиваться по планируемому сценарию, то замок, почти не видимый, спустя некоторое время (а может и в наше время) просто перестал бы существовать.
Не стали для «замка» роковыми и годы оккупации.
Многие дома поблизости тяжело пострадали, однако шпиль здания продолжал служить характерным акцентом городского силуэта. Он смутно угадывается в перспективе улицы Прорезной (Свердлова), понесшей, как и весь Киев, страшные потери в 1941 году.
В послевоенные годы здание оставалось жилым (а значит и живым!) В его теперь уже коммунальных квартирах жили люди известные и не очень, размещались офисы …
В 2000 году с «боями местного значения» из дома отселили последних жителей. Что после них осталось в коммунальных комнатах приводить не буду, больно удручающе действует на мозг.
С тех пор замок пустует, купленный кем-то, грустно и печально ждет своей дальнейшей участи, утратив за последние десятки лет всякие надежды на светлое будущее…
В заключение сами по себе просятся слова поэта Николая Ушакова, который в 1973 году написал:
«Когда я читаю «сальве» в парадных прошлого века,
я, дружески улыбаясь,приподымаю кепку.
— Здравствуйте, здравствуйте, ступени судьбы,
Истертые штиблетами и сапогами,
Исшарканные резиновой и микропористой подошвой!
— Здравствуйте, здравствуйте, тихие двери,
А за ними тайны, которых нет,
А за дверями секреты, разглашенные поэзией...»
Надеюсь, вы обратили внимание, что данная часть является Прологом к рассказу о людях, с которыми связывают историю рождения и жизни замка, о которых мы поговорим в следующей статье.
Комментарии